Реестровый номер в Ростуризме ВНТ 009851 "Внутренний туризм"
Сертификат соответствия на услуги автосервиса РОСС RU.АЯ46.М33110

05 августа 2016
Автор текста и фото: Кирилл Дубовской

Радиостанцией в автомобиле уже давно некого не удивить. Радиосвязью широко пользуются водители дальнобойных грузовиков и автотуристы. Также многие подготовленные внедорожники оснащены радиостанцией.

Зачем внедорожнику радиосвязь? На практике радиостанция нужна лишь для организованного движения в составе группы и для общения между пилотом и штурманом на внедорожных соревнованиях. 

Если думать, что с помощью автомобильной радиостанции можно вызвать помощь в дремучий лес Тридевятьземелья, то это окажется большим заблуждением, – подробнее об этом я расскажу дальше. 

Основные задачи для владельца внедорожника, решившего обзавестись радиостанцией, – это связь в колонне на внедорожном выезде или экспедиции и общение с остальными радиофицированными участниками движения на дороге. 

Наличие радиосвязи ускоряет процесс организации движения по бездорожью, например при преодолении сложных участков, ну и, конечно, попросту позволяет быть в курсе того, какие приключения переживает какой-либо из экипажей. 

Радиосвязь в колонне точно способствует хорошему настроению участников внедорожного выезда!

При выборе радиостанции чтение форумов, как говорится, способно взорвать мозг. Если вы в прошлом не радиолюбитель, то поиски подходящей вам радиостанции станут очень сложной математической задачей с загадочными модуляциями, сетками, омами, ваттами, КСВ, ЛПД, Си-Би и УКВ. В этой статье я собрал необходимое количество информации и постарался максимально просто рассказать о существующих средствах связи для автомобилистов, которые подходят для использования на бездорожье. Давайте разберёмся, какие радиостанции существуют для гражданского использования и применимы для автопутешествий и автоспорта. 

LPD и PMR

Широкое применение получили маленькие портативные радиостанции, локи-токи, LPD (Low Power Device) 433 МГц и PMR (Personal Mobile Radio) 446 МГц. Каналы располагаются на частотах от 433,075 МГц до 434,775 Мгц с шагом в 25 кГц – всего 69 каналов. PMR же имеет восемь каналов с шагом 6,25 кГц. Мощности передатчиков у серийно производимых и продаваемых на рынке радиостанций бывает от 0,5 до 2–5Вт. Эти радиостанции имеют маленькие размеры устройств и хорошо подходят для использования в пределах одного-двух километров в городских условиях. Для экипажа внедорожника это удобно, к примеру, когда штурман находится вне автомобиля на небольшом расстоянии, указывая дорогу или занимаясь поиском заветных КП. 

…

LPD и PMR имеют длину волны около 0,7 метра, поэтому их использование в лесу затруднено – любое дерево с диаметром ствола 30–35 см является серьёзным препятствием, и поэтому расстояние приёма таких радиостанций в этой местности будет невелико. К большинству LPD-радиостанций можно подключать гарнитуру и включать передачу голосом в режиме VOX. Внутреннее переговорное устройство в автомобильных шлемах работает по тому же принципу, либо использует Bluetooth соединение, только имеет дуплексный приём, то есть возможность разговора как по телефону. 

Частоты LPD радиостанций.

…

Частоты PMR радиостанций.

…

СИ-БИ

Самые распространённые у автолюбителей всего мира – радиостанции диапазона CB 27МГц, Citizen`s Band, Си-Би, или просто «сибишка». Мощность передатчика в некоторых моделях превышает 15 Вт. Каналы начинаются с частоты 26,965 МГц, идущие с шагом частоты, кратным 10К Гц, 26,975 МГц, 26,985 МГц и так далее. Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й, и в России на радиолюбительском языке называются «Европа» или «пятерки», обозначаются буквой E. Для удобства пользователей сетки были промаркированы буквами. Классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой C. На некоторых радиостанциях сетки частот могут не совпадать с общепринятыми в России стандартами. Например, первый канал сетки С может соответствовать первому каналу сетки D, как в радиостанциях Megajet, Alan и Midland. Иногда зарубежные производители путаются с «российской» сеткой частот, и при выборе сетки «Россия» радиостанция включается в «европейский» стандарт, например радиостанция Alan-42. Си-Би-радиостанции (27 МГц) наиболее удобны для установки и использования в автомобилях, так как Си-Би имеют длину волны около 11 м, и эта самая радиоволна способна обогнуть препятствие в половину своей длины, то есть может проходить через большие препятствия, на большее расстояние. Поэтому Си-Би-радиостанции обеспечивают большую дальность связи в условиях леса и пересечённой местности, чем рации LPD , PMR и даже УКВ. Но в условиях городов, из-за высокого уровня электромагнитных помех и загруженности каналов на частотах диапазона Си-Би, эти радиостанции уступают LPD в качестве приёма и передачи сигнала. Важно знать, что в радиостанциях этого вида имеется некая модуляция, которая, так сказать, работает с разнородными сигналами. В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция (FM-frequency modulation), амплитудная модуляция (AM-amplitude modulation) и однополосная модуляция (SSB-single side band). Большинство российских пользователей СВ-диапазона используют модуляцию FМ и АМ. Использование FМ при достаточной мощности передатчика позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер. Повинуясь традиции радиолюбителей, водители-дальнобойщики используют AM, хотя максимальная дальность связи в модуляциях FМ и АМ практически одинакова. А вот редкая для России модуляция SSB предпочтительна как раз для достижения максимальной дальности. К сожалению, далеко не все радиостанции, продающиеся у нас в стране, поддерживают SSB.

…

Те, кто пользуется Си-Би-радиостанцией, часто слышали странные разговоры на иностранном языке либо соотечественников-радиолюбителей, по разговору которых можно понять, что находятся они за много тысяч километров от слушателя. Оказывается, в диапазоне 27 МГц, возможны так называемые «дальние прохождения» — радиосвязь на большие расстояния, вплоть до приёма «радиоэха» — собственного сигнала, обошедшего вокруг Земли, за счёт многократного переотражения от ионосферы. Такое случается довольно часто, причём отвечать этим голосам бесполезно – вас наверняка не услышат. Радиостанции диапазона Си-Би 27 МГц не подлежат обязательной регистрации. Хоть законом и ограничивается мощность передатчика в пределах 10 Вт, но по факту никто за этим не следит, и многие радиостанции имеют мощные передатчики 15 Вт и более. Дабы улучшить радиосвязь и дистанцию приёма, радиостанцию вопреки закону оснащают специальным усилителем антенно-фидерного устройства (антенны и кабели), повышающим мощность от 50 до 300 Вт. Про антенны поговорим далее. Учитывая всё это, можно с уверенностью сказать, что Си-Би-диапазон наиболее удобен для использования на пресечённой местности и в лесу. Дальность связи автомобильных радиостанций диапазона СВ в различных условиях бывает от 1,5 до 10 км. 

УКВ

Менее распространены, но всё же используются джиперами и автопутешественниками радиостанции УКВ-диапазона (ультракороткие волны), или просто «укавэшки». Радиостанции, предназначенные для работы на любительских УКВ-диапазонах (144–146 и 430–440 МГц, иногда 1200 МГц), требуют не только разрешения на эксплуатацию, но и получения радиолюбительской категории и позывного сигнала. На диапазон частот 136–174 МГц, где длина волны 2 м, мощности передатчиков достигают 85–100 и даже 300 Вт. В принципе, всё, что начинается от 40 МГц, – это уже диапазон УКВ, но расширенный, 2-метровый, только на частотах 136–174 МГц. LPD и PMR – это тоже УКВ, но, как описывалось выше, отличаются длиной волны, 0,7 метра против 2 метров, на определённых частотах. Радиоволны УКВ-диапазона распространяются прямолинейно, практически в пределах прямой видимости, а также, не отражаясь от ионосферы, уходят в космическое пространство.

…

Забавно, что в пределах прямой видимости может находиться естественный спутник Земли Луна, и волны УКВ-диапазона могут отразиться от неё и вернуться на Землю, где могут быть принятыми на другом конце земного шара. В 1962 году был проведён эксперимент: с передающей антенны Евпаторийского центра дальней космической связи на волне 39 см в сторону Венеры азбукой Морзе было отправлено послание «Мир», «Ленин», «СССР». Чуть более чем через четыре минуты отражённый от соседней к нам планеты радиосигнал вернулся на Землю. УКВ-радиостанция имеет более качественный, на уровне mp-3, не засорённый помехами звук. Но учитывая, что сигналы распространяются прямолинейно, даже с автомобильной УКВ-антенной приём будет только в пределах прямой видимости. То есть связь будет хорошей, пока второй автомобиль в абсолютно открытом пространстве не скроется за горизонт, то есть пропадёт из прямой видимости волны. В этом случае связь будет невозможна. Существенной разницы по дальности на стандартном оборудовании между Си-Би и УКВ не будет. Только дорогое оборудование и хорошая антенна могут увеличить дистанцию до 30 км. Проблем с отсутствием регистрации УКВ-радиостанции возникать не должно, если, конечно, не настраивать устройство на волну спецслужб и всячески не засорять эфир, то и вопросов к вам никаких не будет. В противном случае вас запеленгуют, конфискуют устройство и выпишут штраф. Единственное, где могут задавать вопросы, это на пограничных и таможенных пунктах при въезде в страну с более жёсткими законами в этом диапазоне.

АНТЕНА, ИЛИ ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ДАЛЬНОСТЬ ПРИЕМА

Качество и дальность радиосвязи зависит от вида радиостанции и передатчика, условий применения в конкретной местности, погодных условий и, конечно же, антенно-фидерного устройства, по-простому кабеля и антенны. Оптимальная длина антенны для радиостанций Си-Би (27 МГц) – 2,78 м. Имеется в виду именно габаритный, геометрический размер антенны. Геометрически антенну можно укоротить, сохранив её электрическую «длину» с помощью удлиняющей катушки. При этом если сделать укороченную (например, компактную спиральную) антенну узкополосной, то есть высокодобротной, с высоким резонансным усилением по частоте (в диапазоне СВ-антенны длиной 15–20 см при эффективной полосе пропускания 400 кГц могут иметь резонансное усиление по частоте на уровне 20 дБ), то это в значительной степени повышает КПД (эффективность работы) компактных антенн, – но только при работе в пределах узкого частотного диапазона, на который такая антенна настроена. Видно, что для радиостанций более коротковолновых диапазонов LPD и PMR не приходится существенно укорачивать антенну, тогда как для более длинноволнового Си-Би укороченная в 10–20 раз антенна является причиной значительного снижения дальности связи. Такие рации показывают хорошие результаты только с длинными антеннами, но с ними они становятся неудобными в обращении. Применение портативных Си-Би-радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне Си-Би длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину около 2,8 метра. Для Си-Би-портативок антенны приходится укорачивать в 10–20 раз, что существенно снижает дальность связи. Как, к примеру, на переносных Си-Би-радиостанциях Alan- 42, Dragon, Intek. Низкий КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкая эффективность амплитудного шумоподавителя – и в результате стабильность и дальность связи делают эти радиостанции малополезными. Другое дело, если подключить их к внешней автомобильной антенне, но тогда устройство перестаёт быть мобильным.

…

Что такое согласование антенны и КСВ? Грубо говоря, это коэффициент полезного действия системы «станция – фидер – антенна», а также процесс получения максимального КПД. Зависит от частоты, то есть на одной частоте, например, в 20-м канале сетки C оно хорошее, а в каналах 1-м и 40-м той же сетки C оно может быть плохим. Подстраивается КСВ длиной штыревой антенны с помощью специального прибора КСВ-метра. В общем случае эквивалентное сопротивление на антенном разъёме станции (усилителя) 50 Ом, хотя в России делали станции и на 75 Ом. Эквивалентное сопротивление антенн от разных производителей тоже разное, от 30 до нескольких тысяч Ом. В фирменных антеннах некоторых брендов уже сделано конструктивное согласование, но поскольку сопротивление антенны зависит еще и от местных условий, любую антенну надо подстраивать на месте. КСВ можно настроить под определенный канал и настроить работу станции на его частоте в максимальном качестве, но на остальных каналах приём, естественно, будет нестабильным. Эксплуатируя радиостанцию, вы заметите, что в разных местностях дальность и качество приёма будут отличаться. На прохождение волны влияют многие факторы, такие как характер рельефа местности и наличие строений или леса, состояние атмосферы и даже время суток. Помните что лучший усилитель радиосигнала – это хорошо подобранная, возможно даже сделанная самостоятельно, качественная антенна.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ РАДИОСТАНЦИИ

Установка радиостанции в автомобиль практически не сложнее установки аудиомагнитолы. Но для технически правильной установки требуются некоторые радиолюбительские знания, ведь на радиоэфир очень сильно влияют помехи от электронных систем автомобиля. В случае слабого сигнала или возникающих помех при включении, например, дворников или ксенона, звукового сигнала и лебёдки, требуется установить экранирование, дросселя, проверить подключение массы АКБ к кузову и двигателю… Да, именно проблемы в проводке питания радиостанции, а не антенна, как на первый взгляд покажется, зачастую очень сильно ухудшают приём и качество связи. Дело в том, что при максимальной мощности передатчика радиостанция потребляет довольно большой ток, что подтверждает мощный предохранитель в устройстве на 20 А. Самые простые УКВ-радиостанции легко потребляют ток в 14 А. Если оснащать радиостанцию усилителем, то потребление тока возрастает в разы. Поэтому, учитывая множество нюансов, в том числе проводку фидера (кабеля антенны) и крепление антенны на корпусе автомобиля так, чтобы приём был качественным и антенну не сломало о ветки на первой же поездке в лес, стоит обратиться к профессионалам. Если же вы технически подкованы и готовы, изучив тему, установить радиостанцию самостоятельно, то обратите внимание на то, что радиолюбители советуют изготовить антенну самостоятельно, так как в этом случае приём и дальность работы вашей радиостанции будет значительно лучше. Помните, что в случае повреждения антенны или фидера, во избежание «сжигания» передатчика, не используйте радиостанцию на передачу. Также категорически нельзя пытаться что-то передать, если кабель антенны вовсе отключён от устройства. Старайтесь не натягивать кабель тангетки, так как идущие в ней провода микрофона и управления могут незаметно оторваться от мест припайки и радиостанция перестанет работать на передачу, хоть и будет показывать, что сигнал передаётся. Причина поломки часто сразу непонятна, хоть и легко устранима при наличии паяльника.

…

ЧТО ПОКУПАТЬ?

Конечно, желательно иметь все три вида радиостанций, если вы всерьёз увлекаетесь автопутешествиями и экспедициями. Для работы внутри экипажа будут удобны компактные LPD-, PMR-станции с возможностью присоединения внешней гарнитуры с микрофоном. Полезным будет наличие функции дуплексной связи. Также на эту роль подходят и широко применяются переговорные устройства, использующие Bluetooth, дальность их приёма около 500 метров. Одновременно могут работать сразу четыре устройства. К примеру, приведу беспроводное переговорное устройство с гарнитурой для шлема WT-B. Из достойных кандидатов на покупку радиостанций LPD, PMR можно выделить радиостанции фирм MIDLAND, MOTOROLA, ICOM и Yaesu.

…

В наиболее распространённом, подходящем для постоянного использования на дорогах и внедорожных выездах Си-Би-диапазоне стоит уделить внимание моделям с мощными передатчиками и удобным интерфейсом. Также следует уделить внимание наличию автоматического «шумодава» и возможности его ручной регулировки. «Шумодав» регулирует мощность передатчика и, соответственно, принимаемых помех. Полезно будет знать, что если дистанция между корреспондентами большая и связь не проходит, то при выключении «шумодава» радиостанция начинает принимать всё подряд и среди шума часто можно разобрать передаваемый вам сигнал. Из производителей стоит отметить бренды MegaJet, MIDLAND, ICOM и Yaesu, но при выборе моделей будьте внимательны к характеристикам. Часто большое кол-во функций рядовому пользователю не нужно. Например, я много лет использую радиостанцию MegaJet 3031m и функцией работы в двух каналах одновременно пользовался лишь пару раз. 

…

Существуют и отличные универсальные радиостанции, которые могут работать в разных частотах, принимать как УКВ-диапазоны, в том числе и элпедишные, так и СВ. Yaesu FT-857 – отличная многорежимная, многодиапазонная автомобильная радиостанция. Работает на диапазонах 160 – 10 м, 6 м, 2 м и 70 см (длина волн) с видами модуляции SSB, CW, AM, FM. Поддерживается также цифровой режим передачи. Вещь очень крутая, качественная, но и сложная в настройке. К тому же ценник на эту радиостанцию очень велик и составляет порядка 70 000 рублей.

КАК ОБЩАТЬСЯ В ЭФИРЕ?

Выходя в радиоэфир, будьте вежливы и кратки. Не занимайте для постоянного разговора каналы, которые уже кем-то заняты, перейдите в другой канал. Назовите себя, понятно обозначьте, кто вы, и скажите то, что, собственно, хотели сказать или спросить. Не забывайте сначала нажимать на тангетку, клавишу PTT и только потом начинайте говорить, не поднося микрофон близко ко рту во избежание искажений голоса. Не засоряйте эфир в вызывных каналах разговорами, переходите каналами выше или ниже, например, предложив собеседнику перейти каналом выше (были в 15-м, пошли в 16-й). Пользуясь Си-Би-радиостанцией, иногда можно связаться с экстренными и аварийными службами в канале 19 C или 9 С, на которых должны постоянно дежурить службы экстренной помощи. Но это практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге, а если вы находитесь далеко от населённых пунктов, к примеру в болоте на границе Московской области, то никакие службы вас просто не услышат. В прочем, в экстренной ситуации, если ваша радиостанция имеет функцию автоматического сканирования каналов, то, используя эту функцию, можно наткнуться на радиолюбителей, у которых аппаратура и, как следствие, дальность связи сравнима с аварийной диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Главное – чтобы хватило мощности вашего передатчика. На дорогах рекомендуется использовать C 15 АМ, частота 27,135, канал для связи с водителями на трассах, которые обязательно отвечают по любым вопросам. В настоящее время параллельно с Си-Би используется 2-й канал PMR-диапазона, частота 446,01875 Мгц. Джиперы же предпочитают общаться в канале 22 сетки D или С, в зависимости от радиостанций, частота 27,225 Мгц, модуляция FM. В колонне из нескольких внедорожников соблюдайте порядок и не торопитесь что-то сказать сразу ещё до того, как ваш собеседник закончит вещать. Дабы избежать наложения эфира нескольких корреспондентов, не торопитесь, а если нужно прервать чей-то разговор и сообщить что-то во время паузы, нужно сказать: «Брейк!». Это сигнал к тому, что сейчас нужно освободить эфир для вас, так как у вас есть важное сообщение. Конечно, во время экспедиций и покатушек «сибишка» позволяет общаться всем экипажам, так как так веселее. Но всё равно будьте корректны и не перегружайте эфир. 

…

В УКВ-диапазоне, чтобы не мешать радиолюбителям, хоть частоты 144–146 и отданы им, не нужно лезть в вызывные каналы. Основной вызывной канал, куда не нужно лезть без серьёзного повода, имеет частоту 145,500. И работать, наверное, лучше в диапазоне 145,200–145,475. Станциям радиолюбительской аварийной службы рекомендуется использовать частоту 145,45 МГц. Работа ретрансляторов, ранее записанных и посылаемых с периодичностью в эфир сообщений на частоте 145,45 МГц и 145,5 МГц запрещается.

Радиосвязь является удобным средством общения. Выходя в эфир, соблюдайте правила общения и этикета, помните, что, например, в колонне на покатушках вас слышат множество людей. 

И да, не садитесь на тангетку, так как незаметно для вас все радиофицированные участники выезда становятся участниками реалити-шоу, которое происходит в вашем автомобиле! До встречи на радиоволнах



Еще материалы

Автотенты

Удобное приспособление для путешествий вообще и внедорожных в частности. Плюсы и минусы кемпинговых технологий

Автопалатки

Обзор палаток, перевозимых на автомобиле — быстрое приготовление, большой размер. Стоит ли «овчинка выделки»?

Защищённый планшет для трофи-навигации

Обзор удобного устройства для использования на бездорожье – и дорогу покажет и в грязи не умрёт

Про лебёдки. Часть вторая. Методы работы с лебёдкой

Лебёдку установили — что дальше? Как использовать, что учитывать и основные правила техники безопасности

Про лебёдки. Часть первая. Обзор видов лебёдок

Автомобильные лебёдки – бескомпромиссное средство в борьбе с бездорожьем. О том, какие виды бывают и — в чём их плюсы и минусы

Тест лебедки «4х4»

Лебёдка — бескомпромиссное средство в борьбе с бездорожьем! Любой внедорожник эксплуатирующийся по прямому назначению, будь то просто увлечение, автоспорт или рабочая необходимость должен, быть укомплектован этим эффективным средством самовытаскивания.

Реечный домкрат - Хайджек

Правила применения домкрата для решения внедорожных задач

Трос тросу рознь!

Каким тросом можно безопасно «вырвать» автомобиль из плена бездорожья и почему нельзя использовать обычные буксировочные тросы в этой ситуации

Внедорожная резина: какая бывает и где применять

Пять основных типов шин для автомобилей, способных передвигаться за пределами асфальтового покрытия